История складского хозяйства многих стран и особенно США напрямую связана с развитием оптовой и розничной торговли страны. Приведенная Д. Хофманом история развития оптовой торговли в Америке показана через взаимоотношения с промышленными компаниями и розничной сетью. Постоянно растущие требования к обслуживанию розничной сети, как клиентов, и особенности закупочной политики диктуемые производителями напрямую повлияли на преобразование деятельности опта и его складского хозяйства.
Есть доказательства того, что у коренных американцев были склады для хранения продуктов питания. Питер Минуэт считается первым поселенцем, который построил склад. В 1626 г. Минуэт построил склад на острове Манхэттен. Он использовал его для хранения шкур убитых животных и других мехов, приобретенных в торговле с местным населением, а также дая хранения товаров, присланных из Голландии. В начале 30-х гг. XVII в. склады для хранения табака были построены в Джеймстауне в Вирджинии.
Начало оптовой торговли бакалейными товарами в США можно проследить от первых колониальных поселений. Располагаясь в восточных морских городах, колониальные оптовики организовали активный импортно-экспортный бизнес в отраслях, занимающихся текстилем, канат- но-веревочными изделиями, одеждой, оборудованием, лекарствами, алкогольными напитками, рыбным делом, пряностями, патокой, чаем и кофе.
По мере расширения границ рос и оптовый бизнес. Благодаря огромному потоку людей, перемещающихся на новые западные территории, у розничных предприятий появились блестящие возможности для торговли.
В период 1900—1920-х гг. склады все еще выполняли большинство функций обслуживающих и специализированных оптовиков. Оптовые компании с сетью магазинов играли незначительную роль, они закупали излишнюю продукцию у перерабатывающих предприятий пищевой промышленности и осуществляли дистрибуцию этих товаров по своим точкам розничной торговли соответственно спросу.
Основная деятельность по оптовой торговле была сосредоточена в маркетинговой области города недалеко от покупателей, продавцов, фермерских рынков, железных дорог и погрузочно-разгрузочных площадей. Оптовики сельскохозяйственной и молочной продукции, склады для хранения охлажденных продуктов, хранилища для масла и яиц и другие складские помещения располагались неподалеку. Разные сегменты оптовой торговли продуктами стремились к тому, чтобы располагаться недалеко друг от друга.
После Первой мировой войны склады рассматривались как помещения для хранения, а не как центры дистрибьюции. Хотя владельцы складов и были заинтересованы в повышении производительности труда, они еще не обращали должного внимания на подходящее оборудование и менеджмент используемых площадей.
Многие закупщики отвечали за все операции оптовой торговли целиком. Они должны были делать закупки по самым выгодным ценам, организовывать перевозку до склада, обеспечивать финансирование и вести точный учет ассортимента. Закупщики должны были обладать профессиональными навыками и опытом для того, чтобы получать прибыль от имеющегося ассортимента в момент роста рынков и сводить ассортимент к минимуму во время уменьшения рынков. Прибыльность компании зависела от их способности балансирования ассортимента.
Многие точки розничной торговли в каждой зоне рынка предоставляли большие деловые возможности для оптовиков. Для розничных продавцов было выгодно делить закупленный товар между несколькими оптовиками. Это вынудило многих оптовиков обрабатывать малые, неприбыльные заказы, часто в количестве, меньшем, чем ящик.
По мере того как компании с сетью магазинов открывали все новые и новые точки торговли, их покупательская сила значительно возросла. Это позволило им непосредственно вести дела с производителями и предприятиями перерабатывающей пищевой промышленности, а также организовать свои собственные складские системы дистрибуции, став таким образом менее зависимыми от оптовиков.
Внедрившись в оптовую торговлю, компании с сетью магазинов использовали свою огромную покупательскую силу для получения большой прибыли при незначительных затратах. Они хотели, чтобы производители снижали цены и гарантировали скидки за большие объемы покупаемого товара. Таким образом компании с сетью магазинов смогли снизить среднюю маржу от розничных продаж с 30 до 24% и понизить свои розничные цены. Поскольку отдельные оптовики не могли добиться таких же хороших условий от производителей, они не могли продавать товар своим клиентам по сравнимым ценам.
Быстрая экспансия и успех компаний с сетью магазинов насторожили независимых операторов, которые столкнулись со снижением продаж и банкротством. Независимые торговцы попытались договориться с компаниями с сетью магазинов, приводя моральные доводы. Они стремились убедить общество в том, что необходимо сохранить владельца независимого малого предприятия, и призывали производителей продуктов к прекращению прямых продаж компаниям с сетью магазинов. Эти усилия не остановили рост компаний с сетью магазинов. Очевидно, потребителей больше интересовали низкие цены на продукты, чем сохранение независимого торговца.
В 1930 г. была предложена радикально новая идея розничной торговли пищевыми продуктами. Крупный недорогой магазин самообслуживания «Кинк Куллен» открылся на Ямайке. Благодаря его немедленному успеху восемь подобных магазинов появились в течение двух лет. Помещение этих магазинов предназначалось преимущественно для бакалейных товаров, мясных и хлебобулочных изделий и молочной продукции. Кроме того, предоставлялись скидки на размещение оборудования, красок и автомобильных аксессуаров. Эти магазины были предшественниками современных супермаркетов.
Независимые розничные предприятия шли во главе развития супермаркетов, количество которых выросло от одного магазина в 1930 г. до 3066 магазинов в 1937 г.
Большую роль в успехе супермаркетов сыграли оптовики, которые увидели потенциал этого нововведения. Некоторые оптовики были вовлечены в развитие супермаркетов, не только поставляя товар, но и предоставляя кредиты, консультации и информацию по продукции.
Некоторые оптовики даже вошли в бизнес супермаркетов как частичные владельцы, тогда как другие открыли свои собственные магазины. Под влиянием и при поддержке розничных кооперативов и добровольных ассоциаций многие малые независимые розничные предприятия также приобрели статус супермаркета.
Тем временем, будучи уверенными в своей доминирующей позиции на рынке, компании с сетью магазинов практически ничего не сделали для того, чтобы противостоять этому сегменту бизнеса. Во время Великой депрессии компании с сетью магазинов предлагали более низкие цены, чем большинство независимых магазинов, и, следовательно, потребители предпочитали делать покупки у них. Согласно исследованиям того времени, потребители предпочитали сетевые магазины из-за широкого выбора товара, более удобного расположения и более высокого качества предлагаемого товара.
Оптовая торговля оказала влияние на работу сетевых магазинов, которые приняли на вооружение и разработали многочисленные идеи и программы:
После войны компании с сетью магазинов стали стремительно строить супермаркеты, чтобы вновь занять ту часть рынка, которую они потеряли во время войны. В 1941 г. доля сетевых продуктовых магазинов от всего рынка составляла 37%, а к 1945 г. она упала до 31%.
После Второй мировой войны роль предприятий оптовой торговли возросла. Появились дополнительные виды услуг, компании стали переходить к одноэтажным складам, что оказало огромное влияние на цикл дистрибуции в пищевой промышленности. Особенно важно отметить то, что строительство зданий стало дешевле. Хотя первоначальные затраты на землю были значительно выше, операции по рационализации стали значительно дешевле после того, как стали строить потолки высотой в 14 футов (4,3 м), чем строительство многоэтажных зданий той же общей площади. Цена за фут рабочей площади (земля и помещения) многоэтажного здания составляла 2,86 долл. в отличие от 1,93 долл. в одноэтажном помещении.
Применение одноэтажных складов значительно изменило промышленные методы работы. Стало возможным более эффективное использование рабочей силы и использование машин для различных операций в то время, как их использование было бы невозможным или непрактичным в многоэтажных зданиях. Повышение скорости и эффективности значительно снизило затраты, так как помещения использовались лучше на каждый доллар вложений.
Операционная эффективность компаний, которые перешли к использованию одноэтажных складов, в период с 1949 по 1959 гг. увеличилась на 56%. Постоянное повышение производительности складов и увеличение объемов бизнеса подготовили почву для перехода многих других складов, принадлежащих как компаниям с сетью магазинов, так и оптовикам к одноэтажным зданиям.
В период с 1975 по 1977 гг. значительная доля бизнеса перешла от компаний с сетью магазинов к розничным предприятиям.
Неблагоприятные условия того времени повлекли за собой развитие новых подходов к строительству и размерам магазинов, системам дистрибуции, контролю за ассортиментом, уровню обслуживания, методам торговли и использованию малого капитала. Признавая потребность в лучшем менеджменте, многие компании стали применять новые аналитические приемы для поиска прибыльных помещений, магазинов, товарных позиций и работников.
За этот период произошли изменения и в формате супермаркета. Появились крупные розничные магазины (комбинация продуктового магазина и аптеки) и гипермаркеты (комбинация супермаркета и универмага). Во многих областях страны средний размер здания, построенного для продажи бакалейных товаров, достигал 30 ООО кв. футов (2787 кв. м).
Однако в первый раз за многие годы число закрывшихся супермаркетов было больше, чем количество открывшихся.
В 1980-е гг. дистрибьюторы столкнулись со многими теми же экономическими трудностями, что и розничные предприятия, и были вынуждены перестраиваться. Основываясь на концепциях ценообразования по принципу «прибыли — убытки» и минимальном объеме заказа, дистрибьюторы внедряли новые программы: ценообразование за единицу продукции, свободная система кодировки, многооборотное использование тары и усовершенствованные способы уничтожения отходов.
В 1990-е гг. оптовые и розничные предприятия были не единственными элементами системы дистрибуции, которые претерпели изменения. В результате слияния и поглощения одних производителей другими стало меньше производителей, но они набрали большую силу.
В XX в. склад старого типа превратился в большой центр дистрибуции, который существует сегодня. Менеджерам этих центров придется решать уже существующие проблемы и преодолевать новые трудности.
Изучая и анализируя этот интереснейший опыт американских оптовых компаний, нельзя не заметить множество совпадений в развитии отрасли с разницей в несколько десятков лет. По сути дела, отечественная практика оптовой и розничной торговли начиная с конца 1980-х гг., за какие-то 15 лет прошла 70-летнюю история американской торговли, во многом повторив ее.
Мы дорожим Вашим мнением и учитываем все сообщения наших клиентов. После обращения, сотрудник компании ответит на него в ближайшее время (или чуточку позже, если вы написали нам во время выходных или праздничных дней).
Мы обязательно направим копию Вашего обращения и статус его обработки Вам на почту.
Не устроила цена или нашли где то дешевле? Мы готовы обсудить и предложить более выгодную цену